Л. Кольберг – известный американский психолог, который занимался изучением морального развития личности. Его теория представляет собой систему принципов и ступеней, через которые проходит каждый человек, формируя свою моральную позицию.
Основополагающими принципами теории Кольберга являются: универсальность, последовательность и целенаправленность морального развития. Каждый человек, начиная с детства и до зрелого возраста, проходит через шесть ступеней развития морали, которые отличаются уровнем понимания и осознания принципов правильного и нравственного поведения.
Теория морального развития Л. Кольберга
Теория морального развития Л. Кольберга представляет собой одну из наиболее известных теорий развития морали, которая основывается на исследованиях и экспериментах с детьми и взрослыми.
Основополагающими принципами данной теории являются шесть ступеней морального развития, которые описывают постепенное формирование этических ценностей и способов мышления у человека.
Кольберг выделил три уровня морального развития: пре-конвенциональный уровень, конвенциональный уровень и постконвенциональный уровень. Каждый уровень состоит из двух ступеней, обозначенных римскими цифрами.
Ступени морального развития Л. Кольберга являются универсальными и представляют собой модель, позволяющую оценить уровень развития моральных убеждений у человека, а также понять его поведенческие реакции в этических ситуациях.
Основополагающие принципы
Основополагающие принципы теории морального развития Л. Кольберга связаны с идеей о существовании универсальных норм и ценностей, которые определяют этическое поведение человека. Основные принципы, выделяемые Кольбергом, включают:
1. Принцип универсальности. Согласно этому принципу, этические нормы и ценности должны быть применимы ко всем людям независимо от времени, культуры или обстоятельств.
2. Принцип справедливости. Справедливость рассматривается Кольбергом как основополагающий принцип морали, опирающийся на равенство прав и возможностей для всех людей.
3. Принцип уважения к личности. Данный принцип подразумевает уважение к индивидуальным правам и достоинству каждого человека, а также их защиту.
4. Принцип разумности и самосознания. Он заключается в том, что этические решения должны быть обоснованы разумными доводами и осознаны субъектом.
Универсальность моральности
Принципы морального развития, выдвинутые Л. Кольбергом, имеют универсальное значение и могут применяться к различным культурам и обществам. Кольберг считал, что уровни морального развития, такие как нравственный эгоизм, ориентация на социальные нормы и принципы, связанные с справедливостью и принципами универсальных прав и ценностей, могут наблюдаться в разных культурных контекстах. Таким образом, его теория имеет широкое применение и позволяет понимать развитие моральных убеждений у людей разных культур и национальностей.
Справедливость и равенство
Равенство также играет важную роль в формировании моральных ценностей. Равноправие всех участников общества, независимо от их пола, расы, возраста или социального статуса, способствует созданию справедливого и гармоничного общества. Кольберг утверждает, что развитие морали напрямую связано с уважением и принятием принципов справедливости и равенства.
Ступени развития
Теория морального развития Л. Кольберга предполагает шесть ступеней развития морального сознания, которые охватывают различные уровни морального понимания и поведения у человека.
1. Предморальный уровень (дошкольный возраст). На этой ступени ребенок воспринимает правила как волю властей, не способен оценивать события с моральной точки зрения.
2. Ступень индивидуализма и инструментального отношения (до 9 лет). Дети начинают понимать, что моральные нормы важны для установления порядка.
3. Ступень взаимных отношений и конформизма (до 14 лет). Развивается понимание взаимных отношений и социальных ролей, ребенок оценивает свои поступки в контексте общественных норм.
4. Ступень общественного уважения и узаконенного морального авторитета. Личность придерживается стандартов, определяемых законом и общественным мнением.
5. Ступень социального договора и правил. Человек считает, что моральные нормы социального договора должны защищать интересы всех участников общества.
6. Принципиальность универсальных этических принципов. Человек выполняет поступки, руководствуясь универсальными принципами справедливости и равенства.
Преконвенциональный уровень
Преконвенциональный уровень развития моральных представлений характеризуется ориентацией на внешние стимулы и наказания. На этом этапе человек руководствуется собственными интересами и желаниями. Уровень подразделяется на два уровня:
- Подчинение и избегание наказания: дети на этом уровне морального развития выражают свою мораль через страх перед наказанием. Им важно избегать наказания и получать похвалу.
- Индивидуальная выгода: на данном уровне человек руководствуется собственными интересами и выгодой. Он оценивает поступки и ситуации исключительно с точки зрения персональной выгоды.
Преконвенциональный уровень представляет собой начальное стадию развития морального сознания и часто характерен для маленьких детей и подростков.
Конвенциональный уровень
На этом уровне морального развития человек стремится быть хорошим членом общества и следует установленным нормам и правилам. Его поведение оценивается исходя из соответствия этим нормам, а возможные нарушения воспринимаются как аморальные или неприемлемые. Личность на конвенциональном уровне ценит мир и порядок, стремясь подчиниться общественным ожиданиям и оправдать ожидания окружающих.
Постконвенциональный уровень
На этом уровне морального развития индивид принимает свои собственные принципы моральности, которые расширяют общепринятые правила и нормы общества. Он осознает, что моральные нормы могут изменяться в зависимости от конкретной ситуации и контекста, и способен действовать в соответствии с собственным суждением, независимо от общепринятых стандартов.
Индивид на постконвенциональном уровне достигает определенной независимости от внешних авторитетов, ставит интересы общества и индивидуальные ценности наравне, признавая важность самореализации и развития личности в контексте моральных принципов.